Образовательный процесс летом
Русский Беларускi Английский

Управление по образованию администрации Первомайского района
Государственное учреждение образования
«Ясли-сад №361 г. Минска»


Организация образовательного процесса в учреждении дошкольного образования в летний период включает оптимальное чередование специально организованной и нерегламентированной деятельности воспитанников. При этом необходимо учитывать, что в период летней оздоровительной кампании увеличивается время пребывания воспитанников на свежем воздухе, сокращается количество времени, отведенного на проведение специально организованной деятельности. Содержание образования детей в летний период реализуется в партнерской деятельности взрослого с воспитанниками, которая предполагает:

· включенность педагога в деятельность наравне с детьми;

· добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения); · свободное общение и перемещение детей во время деятельности;

· открытое временное завершение деятельности (каждый действует в своем темпе);

· интеграцию художественно-эстетической и физкультурно-оздоровительной деятельности с другими видами детской деятельности (познавательной практической, общением, игровой, трудовой и др.).

     В период летнего оздоровления приоритетным является организация деятельности детей физкультурно-оздоровительной и художественно-эстетической направленности, которая осуществляется в специально организованных формах, регламентированных типовым учебным планом дошкольного образования, по соответствующим образовательным областям («Физическая культура», «Искусство») и нерегламентированной деятельности воспитанников, включающей: · самостоятельную деятельность в условиях созданной педагогическими работниками предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей каждому ребенку возможность выбрать деятельность по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

· организованную педагогическим работником деятельность детей, направленную на решение образовательных задач.

Физкультурно-оздоровительная работа включает:

· утреннюю гимнастику;

· физкультурные занятия (игрового, сюжетного, тематического вида); · подвижные игры и физические упражнения на прогулке;

· активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья);

· самостоятельную двигательную деятельность;

· закаливание.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно на воздухе. В ее содержание с учетом возрастных особенностей воспитанников могут быть включены:

· комплекс общеразвивающих упражнений;

· обыгрывание сюжета;

· 3—4 подвижные игры;

· физические упражнения с использованием полосы препятствий, простейших тренажеров;

· оздоровительный бег на участке;

· элементы ритмической гимнастики, танцевальные движения, хороводы и др.

· В летний период создаются благоприятные условия для двигательной активности детей и усиления оздоровительного воздействия физических упражнений

Физкультурные занятия на воздухе направлены на:

· повышение адаптивных и функциональных возможностей организма воспитанников на основе комплексного использования физических упражнений, подвижных игр в сочетании с природными средствами оздоровления (солнце, воздух, вода, климатические условия) и гигиеническими факторами (наличие спортивной одежды и обуви, гигиена мест проведения занятий и др.);

· расширение двигательного опыта детей; закрепление и совершенствование упражнений в ходьбе, беге, прыжках, лазаньи, метании; развитие физических качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости); овладение элементами спортивных игр, техникой спортивных упражнений за счет оптимального и вариативного применения предметной физкультурно-развивающей среды, адекватной возрасту и способностям воспитанников.

При организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке особое внимание следует уделять индивидуальной работе с воспитанниками.

Подбор материала необходимо осуществлять с учетом особенностей двигательного развития детей раннего и дошкольного возраста.

Вариантами организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке являются:

· Комплекс подвижных игр (2—3 игры) и физических упражнений с определенной направленностью (в том числе сюжетной):

· профилактика нарушений осанки и плоскостопия;

· развитие координационных способностей;

· развитие физических качеств;

· совершенствование двигательных умений и навыков (выполнение знакомых движений в новых сочетаниях, из необычных исходных положений, в необычных условиях и т. п.).

· Элементы спортивных игр (баскетбол, футбол, настольный теннис, городки и др.) и спортивные упражнения (катание на велосипеде, самокате, плавание и др.).

Игры с элементами спортивного ориентирования.

Комплекс подвижных игр (2—3 игры) с разными видами основных движений, развивающих творческую активность и самостоятельность воспитанников. Активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья) как форма коллективного, деятельного отдыха, комплексно решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, способствует развитию у детей умения творчески использовать двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, побуждает каждого ребенка к максимальному проявлению своих способностей. Тематика физкультурно-массовых мероприятий на воздухе должна отражать специфику летнего оздоровления. Самостоятельная двигательная деятельность является одним из структурных компонентов двигательного режима в учреждении дошкольного образования. Именно в этом виде деятельности ребенок в наибольшей степени может проявить уровень своих двигательных, игровых, коммуникативных умений. Самостоятельная двигательная деятельность возникает по инициативе ребенка и проходит под наблюдением взрослого, при его косвенном руководстве.

Для ее разнообразия в период летнего оздоровления необходимо создание следующих условий:

· включение в режим дня времени на самостоятельную двигательную деятельность (утром, после завтрака, на прогулках, после сна, в разных видах деятельности);

· обеспечение необходимым спортивным инвентарем (оборудованием) для выполнения · физических упражнений на воздухе;

· предоставление достаточного места для движений, выполнения физических упражнений;

· индивидуализация (дифференциация) физических упражнений с учетом уровней (гиперподвижные, малоподвижные, оптимально подвижные дети) и типов двигательной активности воспитанников.

Закаливание является важным средством укрепления здоровья воспитанников при условии, что оно органично включено в комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий и представляет собой определенную систему, простую в исполнении и отвечающую индивидуальным особенностям здоровья и развития детей. Методы закаливания необходимо включать в режимные процессы, используя естественные природные факторы (воздух, воду, рассеянные лучи солнца):

· ежедневные оздоровительные прогулки (не реже двух раз в день общей продолжительностью не менее 3 ч 20 мин — 4 ч в зависимости от режима учреждения дошкольного образования);

· многократное умывание в течение дня;

· полоскание полости рта водой комнатной температуры после каждого приема пищи;

· дневной (ночной) сон при открытых окнах (избегая сквозняков);

· ходьба босиком в течение дня: до и после сна, в любое время по желанию детей (от 2—5 мин в группе первого раннего возраста до 15—20 мин в старшей группе); по траве, песку.

Художественно-эстетическая работа включает:

· изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование, детский дизайн);

· музыкальную деятельность воспитанников;

· ознакомление с произведениями художественной литературы и фольклора.

При организации изобразительной деятельности воспитанников в летний оздоровительный период важным является:

· рассматривание произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, отображающих красоту летней природы;

· проведение художественно-дидактических игр, направленных на развитие у детей представлений о форме, цвете;

· экспериментирование с изобразительными, природными и дополнительными материалами; · включение в образовательный процесс творческих заданий, способствующих развитию творческого воображения воспитанников (придумывание новых образов, подбор цветовых сочетаний, дополнение ранее созданных сюжетов с помощью разнообразных материалов и техник, рисование с натуры (деревьев, цветов), мелками на асфальте, палочками на песке); · освоение нетрадиционных техник рисования (граттаж, пальцевая живопись, монотипия, пластилинография, набрызг, флоротипия, ниткография и др.);

· лепка из глины, пластилина, соленого теста (объемные изображения, декоративные пластины);

· аппликационная деятельность (создание плоскостных, полуобъемных изображений; объемных аппликаций в технике бумажной пластики (из полос, смятой бумаги; аппликаций с элементами флористики и др.);

· конструирование техническое (из конструктивного материала, деталей конструкторов) и художественное (из бумаги, картона, природного и дополнительного материалов);

· детский дизайн: аранжировки (букеты, картины из растений, бижутерия из · искусственного и природного материала и др.); дизайн одежды (проектирование масок, головных уборов, костюмов для праздников и развлечений); декоративно-пространственный дизайн (интерьер кукольного уголка, создание декоративных панно и др.).

В летний оздоровительный период с целью создания эмоционального комфорта детей целесообразным является:

· включение изобразительной деятельности в детские праздники;

· проведение развлечений, которые включают экспериментирование детей с изобразительными и природными материалами, содействуют закреплению представлений о видах, жанрах искусства, средствах художественной выразительности, конкурсов с различными номинациями;

· организация творческих мастерских, занимательных игротек, игр с песком.

В летний оздоровительный период при организации музыкальной деятельности воспитанников важным является:

· использование музыки в режимных моментах;

· фоновое звучание полюбившихся детям вокальных и инструментальных произведений;

· проведение музыкально-дидактических игр и заданий, музыкальных викторин; · включение в образовательный процесс музыкальных произведений, воплощающих «летние» образы (А. Вивальди, П. И. Чайковского и др.);

· сольное и коллективное музицирование;

· самостоятельная музыкальная деятельность детей (исполнение песен и танцев, организация сюжетно-ролевых игр с «музыкальными» сюжетами).

На прогулке, экскурсии можно организовать музыкальные игры под пение, хороводы, музицирование на самостоятельно изготовленных игрушках-инструментах (шейкеры с разнообразными наполнителями, мини-кастаньеты и барабанчики), с использованием бытовых предметов (расческа, ведерко, шуршащая бумага и целлофан); музыкально-творческие игры, предполагающие использование «первоэлементов» музыки — хлопков, притопов, щелчков и т. п., вокальные и двигательные импровизации, связанные с наблюдаемыми явлениями. Виды музыкальных игр, используемых в музыкальной деятельности:

· Коммуникативные музыкальные игры, игры-танцы.

· Музыкальные игры с пением, хороводы. · Подвижные музыкальные игры, содержание которых направлено на: · развитие восприятия средств музыкальной выразительности посредством культуры движения; формирование основных двигательных умений и навыков, ориентировки в пространстве; формирование представлений о музыкальной форме, музыкальных жанрах, танцевальных движениях; развитие музыкально-творческих способностей. · Игры с музыкальными инструментами. · Музыкальные игры-релаксации.

В летний оздоровительный период с целью создания эмоционального благополучия воспитанников целесоообразным является проведение фольклорных праздников, развлечений и других мероприятий.

В работе с детьми дошкольного возраста в летний период особое значение имеет приобщение детей к произведениям художественной литературы и фольклора. Произведения художественной литературы и фольклора, рекомендуемые учебной программой дошкольного образования, включаются во все режимные процессы и виды детской деятельности. Формы деятельности, в которой применяется художественное слово, определяются педагогическими работниками с учетом условий учреждения дошкольного образования и его деятельности в летний оздоровительный период.

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации летней оздоровительной работы в учреждениях дошкольного образования"