Безопасность
Русский Беларускi Английский

Управление по образованию администрации Первомайского района
Государственное учреждение образования
«Ясли-сад №361 г. Минска»


https://yadi.sk/i/8iqyWk7zRW7G7w Акция "Стань заметней!"  

КАК УБЕРЕЧЬ ДЕТЕЙ ОТ НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ?

     Как обезопасить своих детей от несчастного случая, и стоит ли оставлять ребенка одного дома? Все дети, по своей натуре, любопытны и, каждый день открывают для себя что- то новое. Увидев, как кто-то из родителей поджигает спичку, они хотят попробовать сделать то же самое. Хорошо, если рядом в этот момент окажутся взрослые. А если дети предоставлены сами себе? Познавая новое, и даже не догадываясь о последствиях, они могут поджечь мебель, ковер или занавески на окнах. А дальше остается надеяться только на бдительность соседей и на спасателей. К сожалению, несмотря на совместные усилия МЧС и других ведомств и организаций, в Беларуси ежегодно на пожарах гибнут десятки детей.

В нашей стране родители могут быть наказаны за оставление детей без присмотра в соответствии со ст.159 УК РБ, но только лишь в том случае, если в результате этого пострадал ребенок. Печальная статистика обновляется регулярно. Конечно, родители не могут постоянно находиться с детьми и контролировать каждое их движение, поэтому необходимо научить их элементарным правилам безопасности. Проще всего проанализировать, какие неприятности могут произойти. Дом – это не просто стены и крыша. Дом состоит из приборов, механизмов, каждый из которых может стать причиной несчастного случая. Нарисуйте вместе с ребенком схему квартиры, отмечая ярким цветом «опасные» зоны. Опишите каждую зону, объясните, почему именно в этой зоне нужно быть особенно внимательным. И если вы сможете научить ребенка правильно пользоваться электрическими приборами, то несчастный случай будет практически исключен. А к газовой плите детям не нужно даже подходить.

Для того чтобы беда не пришла в ваш дом, сформулируем основные правила, которые должен знать каждый родитель. В первую очередь необходимо спрятать спички и другие зажигательные предметы в надежное место, выключить все электроприборы, ну и, конечно же, поговорить с малышом и рассказать ему о правилах поведения, когда рядом нет взрослых. Ведь зачастую чиркнуть спичкой о коробок под силу даже самому маленькому ребенку, а вот сообразить, что от разгорающегося огонька нужно убегать и звать на помощь взрослых, он не в состоянии.

Следует объяснить вашему ребенку:

- простые физические законы (поджечь – загорится, не закрыть кран – зальет, сунуть металлический предмет в розетку – ударит током);

- правила поведения в экстремальных и экстренных ситуациях (при обнаружении дыма - открыть окно и позвонить пожарным; залить огонь водой или закрыть одеялом);

- как пользоваться мобильным и обычным телефоном, вызывая маму, папу, другого родственника или доверенного взрослого;

- что надо обращаться за помощью к соседям, в службу МЧС по телефону 101;

     Сознание того, что ваш ребенок знает о правилах поведения в экстремальных ситуациях, позволит вам чувствовать себя намного спокойнее. Ведь только знание элементарных требований безопасности и уверенность в том, что ваши дети эти требования выполняют, позволит ответить на главный вопрос – «Оставить – не оставить…?»

ГПиВО Первомайского РОЧС

Действия при укусах насекомых и змей.

В летний период в сельской местности и в лесу велика вероятность укусов укусов комаров, мошек, клещей ос и пчел. Для загородной прогулки лучше иметь одежду из светлой ткани, максимально закрывающую шею, руки и ноги. Яркие и темные тона больше привлекают насекомых. На открытые участки тела необходимо нанести специальное средство против укусов насекомых. Нельзя пользоваться духами, одеколоном, лаком для волос: их аромат привлекает жалящих насекомых. Не следует ходить босиком, особенно там, где растет клевер. Не подходите близко к рою пчел, ос и шмелей без специальной одежды и вообще не делайте резких движений, находясь рядом с этими насекомыми, не размахивайте руками, головой, не бегайте. Если пчела, оса или шмель сели вам на руку, постарайтесь просто смахнуть насекомое другой рукой. В комнате, где вы будете спать, заранее зажигайте пластины, спирали от комаров, мошек и других насекомых. Если ужалила пчела, необходимо: быстро извлечь жало, приложить холод на место укуса. В случае появления аллергической реакции, сильного отека срочно обратитесь за помощью в лечебное учреждение.

Чтобы сократить до минимума возможность укуса ядовитой змеи, необходимо:

- любую змею заведомо считать ядовитой;

- не пытайтесь ловить змею, прижимать ее к земле – это относится и к взрослым;

- особям, и к только что вылупившимся из яйца детенышам – они одинаково ядовиты;

дать змее возможность уползти, не убивать ее;

- передвигаться в дневное время суток, избегать густых зарослей, высокой травы, нависающих веток; внимательно осматривать маршрут;

- тщательно изучать место предстоящей ночевки, стоянки;

- использовать резиновую обувь, сапоги, ботинки;

- не ходить босиком в местах обитания змей;

- постоянно наблюдать за действиями змеи, не делать резких движений, не провоцировать змею к нападению;

- избегать передвижения в сумеречное или ночное время суток;

- использовать одежду из плотной ткани, длинную палку для разведки пути и защиты от змей; - после сна отряхивать спальные принадлежности и одежду;

- использовать горчицу для отпугивания змей;

- в змееопасных местах необходимо иметь противоядную сыворотку, шприц, уметь им пользоваться, знать дозировку;

- знать приемы оказания первой помощи пострадавшему;

- знать характерные места обитания змей, их повадки.

Действия при угрозе стихийного бедствия.

     Сильные ветры, шквалы и смерчи - стихийное бедствие, которое возникает в любое время года. Синоптики относят их к чрезвычайным событиям с умеренной скоростью распространения, поэтому чаще всего удается объявить штормовое предупреждение.

Действия при угрозе стихийного бедствия и получении штормового предупреждения: Внимательно слушайте информацию по телевизору и радиоприемнику об обстановке (время, направление движения и силу ветра), рекомендации о порядке действий. Сохраняйте спокойствие, предупредите соседей, окажите помощь инвалидам, детям и пожилым людям. Подготовьте документы, одежду и соберите наиболее необходимые и ценные вещи, небольшой запас продуктов питания на несколько дней, питьевую воду, медикаменты, карманный фонарик, приемник на батарейках. Подготовьтесь к отключению электросети, закройте газовые краны, погасите огонь в печах. Уберите имущество со двора и балконов в дом (подвал), обрежьте сухие деревья, которые могут нанести вред вашему жилью, машину поставьте в гараж. Поставьте на пол вещи, которые могут упасть и нанести травмы. Не ставьте кровать возле окна с большими стеклами. Плотно закройте окна, двери, чердачные люки и вентиляционные отверстия; оконное стекло заклейте, по возможности, защитите ставнями или щитами. Научите детей, как действовать во время стихийного бедствия. Не отправляйте их в такие дни в детский сад и школу. Перейдите в устойчивое капитальное здание, спрячьтесь в подвале или отдаленном от деревьев и домов погребе. Если вы в лодке и получили штормовое предупреждение или видите приближение плохой погоды, немедленно плывите к берегу.

Действия во время стихийного бедствия: Сохраняйте спокойствие, избегайте паники, при необходимости окажите помощь инвалидам, детям, пожилым людям и соседям. Закройте окна и отойдите от них подальше. Погасите огонь в печах, отключите электро- и газоснабжение. Соберите документы, одежду, самые необходимые и ценные вещи, продукты питания на несколько дней, питьевую воду, медикаменты, фонарик, приемник на батарейках. Перейдите в безопасное место. Спрячьтесь во внутренних помещениях – коридоре, ванной комнате, кладовке или подвале. Включите приемник, чтобы получать информацию. Не пытайтесь перейти в другое здание - это опасно. Не пользуйтесь лифтами. Электросеть могут внезапно выключить. Если ветер застал вас на улице, обходите шаткие здания и дома с шаткими крышами. Они разрушаются очень быстро. По возможности спрячьтесь в подвал ближайшего дома. Если вы на открытой местности, прижмитесь к земле на дне любого углубления (оврага, канавы, кювета), защищая голову одеждой или ветками деревьев. Остановитесь, если вы едете в автомобиле. Не прячьтесь в нем, а выходите и быстро прячьтесь в крепком здании или на дне любого углубления. Избегайте разнообразных сооружений повышенного риска, мостов, эстакад, трубопроводов, линий электропередач, водоемов, потенциально опасных промышленных объектов и деревьев. Не приближайтесь к воде посмотреть на шторм, сильные ветры поднимают огромные волны на море, которые накатываются на берег. Вы можете погибнуть.

Действия после стихийного бедствия: Сохраняйте спокойствие, успокойте детей и тех, кто получил психическую травму в результате бедствия, оцените ситуацию. По возможности помогите пострадавшим, вызовите медицинскую помощь тем, кто в ней нуждается. Убедитесь, что ваше жилье не получило повреждений. Осмотрите внешне состояние сетей электро-, газо- и водоснабжения. Обязательно кипятите питьевую воду. Не пользуйтесь открытым огнем, освещением, нагревательными приборами, газовыми плитами. Не включайте их до тех пор, пока не будете уверены, что нет утечки газа. Проверьте, нет ли угрозы пожара. При необходимости сообщите в службу МЧС. Не пользуйтесь телефоном, кроме как для сообщения о серьезной опасности Не пользуйтесь лифтами. Электросеть могут отключить. После того, как ветер стих, не выходите сразу на улицу – через несколько минут шквал может повториться. Будьте очень осторожны, выходя из дома. Остерегайтесь: частей конструкций и предметов, которые нависают на зданиях; оборванных проводов от линий электропередач; разбитого стекла и других источников опасности. Держитесь подальше от домов, столбов электросетей, высоких заборов и прочего. Не спешите с осмотром города, не посещайте зоны разрушений, если там не нужна ваша помощь. Узнайте у местных органов государственной власти и местного самоуправления адреса организаций, которые отвечают за предоставление помощи пострадавшему населению.

Детский травматизм.

В Республике Беларусь ежегодно регистрируется более полумиллиона случаев различных травм, из них пятую часть получают дети. В 2016 году 151 536 (!!!) детей получили травмы различной степени тяжести, погибли 154 ребенка (из них на пожарах – 8 детей погибло и 8 травмировано). В дополнение к смертельным случаям от неумышленных травм, огромное количество детей нуждаются в больничном уходе из-за полученных несмертельных травм. Многие из них остаются с какой-либо из форм инвалидности, часто с последствиями на всю жизнь. Нужно сказать, что для каждого возраста характерны свои опасности и травмы. Например, в 80% случаев дети дошкольного возраста получают бытовые травмы. Если говорить в общем, то основные причины детского травматизма – ДТП, утопления, отравления, падения, пожары. Травмы рук, ног в домашней обстановке. Ни для кого не секрет, что в руках у любознательного ребенка может оказаться любой предмет, который вызывает у него маломальский интерес. Как его применит ребенок, не знает даже он сам, но случаи, когда кастрюли, горшки и прочие предметы становились головными уборами, имеют место быть. Как этого избежать. - взять для себя за правило постоянно находиться рядом с ребенком, не оставлять его без присмотра; - если малыш играет в соседней комнате, посмотреть, что может представлять для него опасность и убрать эти предметы; - исключить возможность игр ребенка со спортивными снарядами

Падение из окон

Нужно сказать, что в прошлом году было несколько случаев, когда и дети постарше выпадали из окон. Поступки детей вполне объяснимы и понятны, вот только последствия ужасны. Как этого избежать: - поставьте на окна специальные заглушки, чтобы ребенок не мог открыть окно; - держа ребенка на руках, не ставьте его на подоконник, не привлекайте лишний раз внимание ребенка к окну; - отодвиньте предметы мебели от окон, чтобы ребенок не мог взобраться на подоконник; - проветривайте помещение, когда идете с ребенком гулять на улицу, по возвращении закрывайте окна. - рассказать ребенку об опасности открытых окон; - объяснить, какими могут быть последствия (привести пример: взять обычное куриное яйцо, и сбросить его с высоты кухонного стола). Ребенок должен понять, что падение с высоты закончится смертью или серьезными увечьями.

Ожоги

В повседневной жизни дети регулярно оказываются подверженными воздействию пламени и горячей воды. К числу термических повреждений относятся ожоги в результате пожаров в доме, ожоги от прикосновения и обваривания. Последние относятся к числу травм, которые вызывают наибольшие страдания и боль, и могут привести к обезображиванию и инвалидности. В отношении термических повреждений дети особенно уязвимы. Они не осознают опасности и риски, связанные с горячими жидкостями, поверхностями, пламенем. Поскольку кожа у ребенка тоньше, а защитные рефлексы медленнее, чем у взрослого человека, ожоги могут быть глубокими, требовать длительного лечения, а иногда и не совместимые с жизнью. Как этого избежать - не ставьте на край стола (плиты) чашки с горячим чаем, тарелки с супом, кастрюли и сковородки, потому что ребенок может опрокинуть это на себя; - если вы сидите за столом и держите на руках ребенка, будьте вдвойне осторожны, малыш может потянуть на себя скатерть или схватить то, что находится в зоне его доступа; - ребенок не должен находиться вблизи огня при приготовлении шашлыка, сжигании мусора. Снаряды Война закончилась уже давно, а ее отголоски до сих пор заставляют содрогаться от ужаса. В прошлом году произошло несколько трагических случаев, связанных со снарядами, которые были случайно найдены детьми. Как этого избежать: - всегда интересуйтесь, где ваш ребенок и чем он занят; - организуйте его досуг таким образом, чтобы у него не было времени на бесцельное шатание по дворам, пустырям и т.д. в поисках развлечений и опасных игр; - разговаривайте со своим ребенком, спрашивайте, чем он занимался в течение дня, что планирует делать, куда пойдет. Чем осведомленнее вы будете, тем больше вероятность того, что ваш ребенок не попадет в неприятную или опасную ситуацию.

Работники МЧС всегда призывают родителей к тому, чтобы они максимально много времени уделяли обучению своих детей основам безопасности жизнедеятельности. Помните, что все «уроки безопасности» должны проходить неназойливо, а в игровой форме. Потому что играть для детей - также естественно, как ходить и дышать, ведь когда вы играете, любые советы воспринимаются совсем иначе, без внутреннего протеста, потому что они всегда кстати, потому что вы на равных, вы партнеры, вы соучастники и друзья. Еще один совет от психологов: слово «нельзя» употребляйте как можно реже. Ведь о коварстве «нельзя» многие родители уже знают. С «нет» и «не...» дело обстоит еще хуже. Ну не хочет наше подсознание его воспринимать! Используйте «заменители», например «опасно». Лучше скажите ребенку: «Будь осторожен! Включать плиту самому опасно! Ты можешь обжечь руку. Давай я тебе помогу». Лучше использовать чаще слово «можно», для того, чтобы сменить фокус внимания вашего ребенка.

И еще, уважаемые родители, где и как ребенок проводит свой досуг, с кем он дружит, какими играми увлекается – эти вопросы должны быть предметом постоянного вашего внимания. Воспитание иммунитета личной безопасности у ребенка должно идти с чувством меры. Разговор на эти темы надо вести доброжелательно.

Научите ребенка безопасности!

ЧИТАЕМ! Сказки, присказки, прибаутки, потешки – основное средство обучения малышей правилам безопасного поведения.Они могут многому научить не только детей, но и родителей. Вы замечали, что в сказках для самых маленьких трагичный финал? Это очередное напоминание Вам, родители, о том, что детей без присмотра оставлять нельзя («Колобок», «Семеро козлят»). Когда читаете сказку с малышом, обязательно задавайте ему вопросы: «Почему так произошло?», «Что не так сделал герой?», «А как ты думаешь, что нужно было сделать?» Но не осуждайте персонажи, а рассуждайте над их поведением: «Ай-ай-ай! Плохо сделал Колобок! Нельзя убегать из дома. Можно потеряться! Или лиса съест!».Осуждая поступок героя, Вы даете правильные ориентиры ребенку на будущее, помогаете понять, в чем ошибка сказочного персонажа.

РИСУЕМ! Дети воспринимают окружающий мир образами. Это значит, что все, о чем Вы говорите с ребенком, он должен видеть на картине. Поэтому у вас есть хорошая возможность поговорить с ним о правилах безопасности в доме. Нарисуйте с малышом план вашего жилья и красным цветом пометьте опасные зоны.Объясните ребенку, почему именно в этих местах следует быть осторожным и что делать в случае опасности. Рисунок – универсальный способ обучения, с его помощью ребенку легко можно привить навыки безопасного поведения: ​ рисуйте с ребенком различные ситуации и проговаривайте все, что изображаете; ​ задайте ребенку тему для рисования, а потом обязательно расспросите малыша, почему он это нарисовал; ​ сочиняйте по рисункам истории, для этого можно использовать книги-раскраски МЧС.

ИГРАЕМ! Игра – основной способ обучения детей.

Именно играя, ребенок лучше запоминает основные правила. Введите в вашу игротеку новую игру «Спасатели спешат на помощь!». Обязательно расскажите ребенку о работе спасателей, в каких случаях может понадобиться их помощь (пожар, обвал, утопление и т.п.), и как правильно вызвать:

​ набрать номер 101 или 112;

​ сообщить свой адрес;

​ рассказать, что случилось;

​ назвать своё имя, фамилию и телефон. Сыграйте роль диспетчера, пусть ребенок звонит и вызывает спасателей.

А потом поменяйтесь ролями. Благодаря игре он усвоит необходимые знания:

Главное, что должен знать ребенок во время пожара:

​ НЕ ПАНИКОВАТЬ!!!

​ не прятаться;

​ убегать из дома на улицу;

​ звать на помощь взрослых;

​ вызывать спасателей по телефону 101 или 112.

Сделайте вместе с малышом «напоминалку», на которой будут написаны номера экстренных служб и ближайших родственников. Поместите ее около домашнего телефона.

ГПиВО Первомайского РОЧС

Консультация для родителей

Поговорим о « Правилах Дорожного Движения»...

Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?

На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем. На самом деле очень трудно. Ведь мы, родители, каждый день на глазах родного чада нарушаем эти самые пресловутые Правила, и не задумываемся, что ставим перед ребёнком неразрешимую задачу: как правильно? Как говорят или как делают? Когда же ребёнок попадает в дорожное происшествие, то виноваты все: водитель, детский сад, школа, Госавтоинспекция. Почему не научили, не показали, не уберегли? Забывая при этом, что в первую очередь родители своим примером должны научить и уберечь. Если вы действительно заинтересованы в том, чтобы ваш ребёнок владел навыками безопасного поведения на дороге, то не сводите процесс обучения к пустой и бесполезной фразе: "Будь осторожен на дороге". она не объясняет ребёнку, чего собственно на дороге надо бояться. Где его может подстерегать опасность? Лучше используйте движение в детский сад и обратно для отработки навыков поведения на дороге. Ребёнок твёрдо должен знать, что дорогу можно переходить только в установленных местах: на пешеходном переходе и на перекрёстке. Но и в данном случае никто не может гарантировать его безопасность. Поэтому, прежде чем выйти на дорогу, остановитесь с ребёнком на расстоянии 50см – 1метра от края проезжей части, обратите его внимание. что посмотреть налево и направо надо обязательно с поворотом головы, и если с обеих сторон нет транспорта представляющего опасность, можно выйти на проезжую часть. переходить дорогу надо спокойным размеренным шагом и не в коем случае не бегом. Большую опасность для детей представляют не регулируемые пешеходные переходы. здесь ребёнку важно убедиться, что расстояние до автомашин с обеих сторон позволит ему перейти дорогу без остановки на середине проезжей части. На регулируемом пешеходном переходе объясните ребёнку, что красный и жёлтый сигнал светофора – запрещающие. Особенно опасно выходить на дорогу при жёлтом сигнале, потому что некоторые машины завершают проезд перекрёстка и при этом увеличивают скорость. Зелёный сигнал - разрешающий, но он не гарантирует пешеходу безопасный переход, поэтому прежде чем выйти на дорогу надо посмотреть налево и направо и убедиться, что все машины остановились, опасности нет. Часто ребята оказываются под колёсами транспорта, когда, выйдя из автобуса или троллейбуса, пытаются перейти на другую сторону дороги. Объясните ребёнку, что в данном случае опасно обходить транспортное средство как впереди, так и сзади, потому что оно большое и из-за него ничего не видно. Надо подождать пока автобус или троллейбус уедет. Большую опасность для детей представляют предметы, загораживающие обзор (заборы, стоящие автомашины, зимой – сугробы, летом - кустарники, деревья). Лучше отойти от них подальше, и перейти дорогу, где безопасно. Если ваш ребёнок скоро идёт в первый класс, то уже сейчас неоднократно пройдите с ним маршрут от дома до школы и обратно, обращая внимание малыша не все опасности, которые могут встретиться ему в пути. Заранее оговорите, что в сложной ситуации надо обратиться к помощи взрослых. Дайте возможность ребёнку пройти этот маршрут самостоятельно, наблюдая за ним со стороны. Затем детально проанализируйте вместе с ним все его действия.

    Абсолютно рано ожидать от дошкольников, чтобы они сами находили безопасное решение в той или иной ситуации. Это решение им нужно подсказывать.

Безопасность жизнедеятельности дошкольников, ее обеспечение должно осуществляться в двух направлениях: устранение травмоопасных ситуаций и воспитание безопасного поведения.

       Всем известные сказки (большинство) содержат примеры нарушения героями правил безопасного поведения. Используйте эту возможность, чтобы закрепить представление детей, побеседуйте, проиграйте ситуации с ними. Можно «переиначить» эту сказку так, чтобы герои воспользовались правилами безопасности. Говорить и играть на темы безопасности с дошкольниками можно не более 20-25 минут. Дидактические игры и пособия (специально подобранные) помогут детям закрепить полученные знания об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в возможных опасных ситуациях. Ежедневные «минутки безопасности», включаемые в различные занятия и другие режимные процессы, помогают закреплять знания и умения личной безопасности у дошкольников. Желательно использовать метод наглядного обучения, который эффективен для закрепления у детей представлений о правилах безопасности и последствиях их нарушения. Закрепляйте с детьми знание ими домашнего адреса, телефона, фамилии, имени и отчества родителей. Используйте примеры из личного опыта для иллюстрирования способов безопасного поведения. Каламбуры, песни, стихи помогут научить детей разнообразным сведениям о безопасности.

     Лучший урок безопасного поведения – это пример окружающих ребенка взрослых. Моделирование возможных опасных ситуаций на макете и в игровом уголке, а также имитация образцов поведения – необходимый метод освоения детьми правил безопасности. На физкультурных занятиях учите детей правильно падать во избежание тяжелых травм. Обучайте детей правильному обращению с бытовыми предметами в процессе освоения ими трудовой деятельности, обращайте особое внимание на меры предосторожности. Поддерживайте в детях заинтересованность в процессе обучения, совмещая его с шутками и забавами. Регулирование поведения дошкольников путем прямых запретов должно быть минимальным. Сотрудничество с родителями воспитанников, помощь семье в воспитании безопасного поведения ребенка должны проходить через активные формы взаимодействия: тренинги, семинары, «круглые столы», консультации специалистов и индивидуально. Тренинги (игровые) с телефоном в учреждении и дома необходимы для усвоения номеров телефонов служб помощи и правил поведения в конкретных опасных ситуациях. Учите детей убирать за собой свое рабочее место, игрушки. Порядок в доме и группе – не только для чистоты, но и для безопасности. Физическая подготовка – один из факторов, влияющих на поведение человека в опасной ситуации. Поэтому одна из задач обучения безопасному поведению дошкольников – развивать у них силу, ловкость, выносливость. Хранение предметов бытовой химии, лекарств, спиртных напитков в недоступных для детей местах – особое содержание работы педагогов с родителями. Целесообразно обогащение предметно-игровой среды группы объектами, имитирующими потенциально опасные предметы, а также использование макета домашней обстановки (улицы, двора, леса и т.п.) для закрепления правил безопасности дошкольников. «Что если… ?» Вопросы такого типа позволяют, во-первых, выявить, как ребенок, скорее всего, поступит в той или иной ситуации, во-вторых, обсудить ситуацию и скорректировать поведение детей. Широко используйте произведения детской художественной литературы, в том числе и специальные, для иллюстрирования детям правил безопасности от последствий шалостей. Щедрость (помощь) родителей-специалистов (врач, военный, пожарный, спасатель, милиционер, медсестра и т.д.) используйте для ознакомления дошкольников не только с профессиями, но и с правилами безопасности, службами помощи. Приглашайте их на встречи с детьми, помогая к ним подготовиться. Эффективен способ показа детям последствий неправильного поведения или обращения с каким-либо предметом (животным, веществом и т.п.) с помощью иллюстраций, телевизионных передач (только детских) и учебных фильмов из городской фильмотеки. «Юные медработники». Это направление в обучении элементарным приемам оказания первой медицинской помощи доступно детям уже среднего школьного возраста (промыть, сказать взрослым, приложить холод и т.п.) Желательно такие занятия проводить совместно с медсестрой. Ясно, что для дошкольников нужно много раз повторять устную информацию и также многократно проводить с ними практические занятия по безопасности. Используйте для этого различные методы и приемы, указанные выше.

Как обучать ребенка безопасному поведению.

В исследованиях отмечается, что сфера отношений «родители - воспитатели» является определяющей в дошкольном возрасте. Общение, контакты, совместная со взрослыми деятельность имеют первоочередное значение для формирования мотивов поведения и накопления опыта детей. Ведущее направление – работа с детьми, поскольку решить задачу воспитания безопасного поведения возможно прежде всего организуя его непосредственную деятельность.

Задачи:

* Уточнить и систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения в быту.

* Закрепить полученные дошкольниками знания и формировать на их основе умения безопасного поведения в быту.

* Создать условия для применения детьми умений действовать с потенциально опасными предметами домашнего обихода. Опираясь на возрастные психофизиологические и интеллектуальные особенности детей дошкольного возраста, выделен ряд моментов, которые важно учитывать при решении данных задач:

* Вызвать у дошкольников желание соблюдать правила безопасности в доме, избегая морализации, путем познания, а не запретов.

* Обеспечить активность каждого ребенка при освоении знаний и умений безопасного поведения в домашней среде.

* Внушить ребенку, что опасности можно избежать, если вести себя правильно, при этом, не спровоцировав у него чувство робости и страха, используя имитационное моделирование угрожающих ситуаций и обучение практическим действиям с потенциально опасными предметами домашнего обихода.

* В общении с детьми использовать и закреплять такие понятия, как «опасно», «безопасно», «осторожно». Для того, чтобы у детей не возникало «информационного невроза» из-за расширения и углубления знаний об опасных ситуациях в быту, учитывая особенности самого содержания, желательно организовать наблюдение психолога дошкольного образовательного учреждения, который бы контролировал психическое состояние дошкольников, проводил диагностику уровня тревожности перед началом работы, в середине учебного года и по окончании.

Соблюдение указанных выше моментов способствует использование игровых методов и приемов. Особая роль отводится игровому персонажу, например – СТОБЕД, который рассказывает истории, происходившие с ним (из-за нарушения правил безопасности), «открывает» вместе с детьми правила поведения, загадывает загадки, приносит картинки и разные задания, «придумывает» стихотворения, проводит гостей в свой дом и т.п. Именно СТО БЕД делает процесс освоения опыта безопасного поведения детьми живым; помогает им понять правила безопасности, разрешить проблемные ситуации. Вся работа с детьми должна осуществляться при условии их заинтересованности предлагаемой темой или отдельными вопросами и ни в коем случае не «навязываться» ребенку. Дидактическая игра, занятие, чтение художественной литературы и т.п. начинается только с теми детьми, которые проявляют желание к сотрудничеству. Работа с детьми начинается с уточнения и систематизации представлений об острых, колющих и режущих предметах как источниках опасности, мерах предосторожности с ними и формирования соответствующих умений, поскольку данный вид опасных ситуаций наиболее знаком дошкольникам. Самым продолжительным по времени является второй блок опасностей в быту (объекты, приводящие к ожогам, пожарам и электротравмам, и правила общения с ними). Профилактика падений занимает приблизительно 1.5 – 2 месяца. Домашние задания помогают упорядочить «стихийное» получение детьми опыта безопасного поведения в домашних условиях. Постоянное включение детей в совместную со взрослыми деятельность дает эмоциональный выход их активности, позволяет обратить внимание на способы осторожного обращения с предметами быта, способствует формированию умений безопасного поведения. В работе предлагаю широкое использовать такой метод, как решение проблемных ситуаций. Это побуждает взрослых к анализу воспитательных приемов, поиску более подходящего способа родительского поведения.

Например:

* «Вы уходите в гости и оставляете ребенка одного дома (не первый раз). При этом, вы знаете, что он любит играть и смотреть телевизор на кухне. Какие меры предосторожности вы примете и что скажите ребенку?»

* «Папа закрепляет полку на кухне. Приготовил инструменты, дрель. Сын «крутится» около папы и пытается достать из ящика инструменты. Реакция папы: «Не путайся под ногами. Мне твоя помощь не нужна! Пойди, посмотри телевизор. Нечего тебе на кухне делать». Согласны ли вы с папой? Как бы вы повели себя в такой ситуации?»

* «Ребенок любит смотреть в окно, при этом иногда стучит по стеклу, говоря что-то птицам или прохожим. Как вы будете действовать, чтобы предотвратить несчастье?» Также родителям предлагаются задания дать оценку разным формам обращения к ребенку, позволяющие увидеть разницу, выбрать наиболее удачные, заменить нежелательные. Например: «Я и не знала, что ты умеешь резать хлеб таким ножом. Ведь надо быть очень осторожным, иначе порежешься», вместо: «Немедленно положи на место, это опасно!» В общении с детьми старайтесь не сдерживать активность детей, а направляйте ее в «полезное русло».