Методическая копилка
Русский Беларускi Английский

Управление по образованию администрации Первомайского района
Государственное учреждение образования
«Ясли-сад №361 г. Минска»


Методическая копилка

Пение-один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. "Запоют дети-запоёт народ",- писал К.Д.Ушинский. А будут любить пение дети или нет, во многом зависит от взрослых. В процессе пения активизируются умственные способности детей. Кроме того, занятия вокалом благоприятно влияют на физическое здоровье,развивают слух, дыхательную, сердечно-сосудистую системы. Следовательно, ребенок в процессе пения, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, укрепляет своё здоровье. Особенно актуально это для воспитанников часто и длительно болеющих, посещающих группы санаторного типа. Музыкальный руководитель высшей квалификационной категории- Рахманько Татьяна Николаевна, формирует вокально-хоровые умения воспитанников посредством игровых упражнений,наглядных пособий. Большинство из них изготовлены талантливыми руками педагога. Каждое занятие- это маленький праздник, путешествие в мир музыки!

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста

«В гостях у сказки»

Программные задачи:

Цель:

-формирование у детей лексического, грамматического, фонетического уровней системы языка, диалогической и монологической речи как средства общения.

Задачи:

-развивать фонематический слух и восприятие;

-вырабатывать слуховой контроль;

-учить образовывать прилагательные от существительных;

-учить составлять простые предложения с предлогами;

-учить подбирать разные слова и их формы для обозначения одного и того же объекта.

Оборудование: фетрограф, фигурки персонажей сказки «Красная шапочка», фигурки к игре «Чей хвост», Игра из фетра «Звуковой паровозик», Игра из фетра «Вкусное варенье».

Ход занятия

Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами отправляемся в гости к сказке. А вот к какой сказке, вы должны отгадать. Послушайте загадку:

Сама маленькая

Шапочка аленькая.

К бабушке шла- пирожки ей несла.

Попав в беду, не испугалась.

Всех спасла и жива осталась.

Догадались, ребята, кто это? Правильно. Это Красная шапочка.

(У.-д. показывает детям фигурку Красной шапочки).

Итак, ребята, отправляемся в путешествие. Вспомните, пожалуйста, что Красную шапочку попросила сделать мама? (Ответы детей: Она попросила отнести бабушке пирожки). Правильно. (У.-д. показывает фигурку мамы) Посмотрите ребята, вот мама красной шапочки. Давайте с вами поиграем в игру «Любимая мама». Вы любите свою маму? (Ответы детей: -да). А давайте придумаем как можно ласково назвать маму. (Ответы детей- мамочка, мамуля, мамуленька). А теперь давайте опишем маму, какая она? (Ответы детей- ласковая, хорошая, добрая, красивая, умная и .т.д.) Молодцы! Замечательно!

Продолжаем наше путешествие. Скажите, пожалуйста, куда пошла Красная шапочка?( Ответы детей: она пошла к бабушке через лес). (У.-д. выставляет на фетрографе деревья, дорожки, грибы). Красная шапочка пошла к бабушке через лес. Посмотрите, какие в лесу тропинки? (Ответы детей: узкая и широкая). А какие в лесу деревья (Ответы детей: высокие и низкие). А какие растут грибы? (Ответы детей: большие и маленькие). А сейчас поиграем в игру «Скажи наоборот». Становитесь в круг, немного разомнемся и поиграем. (У.-д. берет мяч называет слово, кидает ребенку. Ребенок ловит, называет слово наоборот и кидает обратно У.-д.) Молодцы, вы не только умные, но и ловкие.

Ребята, кого встретила Красная шапочка в лесу? (Ответы детей: Волка). У.-д. выставляет на фетрографе фигурку волка. Что спросил волк у Красной шапочки? (Ответы детей: куда идет красная шапочка). Правильно. Волк тоже решил пойти к бабушке Красной шапочки. Но он решил обогнать Красную шапочку и первым добрать до бабушки. И волк побежал. Он бежал-бежал и прибежал на полянку. А на этой полянке жили странные звери. Посмотрите, ребята. (У.-д. выставляет фигурки зверей с перепутанными хвостами), какие странные звери. (у каждого зверя перепутан хвост- у волка - лисий, у лисы - волчий, у собаки- кошачий, у кошки- собачий) Стало волку жалко несчастных животных и решил волк помочь им. Ребята, давайте и мы, вместе с волком, поможем каждому из животных найти свой хвост. Проводится игра «Чей хвост?» Молодцы, ребята, вы помогли волку справиться с этим сложным заданием. И теперь животные опять стали веселые.

Пока мы с вами разбирали слово, наш волк прибежал к домику бабушки Красной шапочки. (У.-д. выставляет на фетрографе домик.) Посмотрите внимательно, где сидит кошка? (Ответы детей- кошка сидит на крыше). А птичка? (Ответы детей: В гнезде). А курочка?( Ответы детей: За забором.) А мышка? (Ответы детей: под домиком), а бабочка (над домом). Молодцы. И так, волк позвонил бабушке и что же произошло дальше, в сказке? (ответы детей).Да, правильно, бабушка открыла волку, волк съел бабушку, потом сам притворился бабушкой и хотел съест Красную шапочку. Но прибежал охотник и… Нет ребята, мы с вами придумаем свою сказку. Вы вспомните, как волк помог грустным животным на полянке? Какой у на волк? (Добрый). Правильно, он очень добрый и не хотел никого есть. Он просто хотел со всеми дружить. И так, наш волк подружился с бабушкой, Красной шапочкой и даже с охотником. (У.-д. выставляет на фетрографе фигурки персонажей). И все вместе они пошли пить чай с вареньем. У бабушки было много разного варенья. Ребята, давайте скажем с каким вареньем пили чай наши друзья? (Проводиться игра « Варим варенье» У.-Д. кладет в фетровую банку фигурки фруктов и ягод из фетра и спрашивает, какой варенье- Варенье из яблок- яблочное, из груш – грушевое и т.д.)

Молодцы ребята! Наше замечательное путешествие подошло к концу. Давайте подведем итоги.

В конце занятия дети могут инсценировать сказку Шарля Перро «Красная шапочка».

Речь не передается по наследству, ребёнок перенимает речь от окружающих. Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, чётко произносили все звуки и слова спокойным приветливым тоном. Обязательно учитывать, что некоторые слова малыш слышит впервые, и как он их воспринимает, так и будет произносить.

          Неряшливая, торопливая речь взрослых отрицательно скажется на речи ребенка, он будет невнимательно относиться к своим высказываниям, не заботиться о том, как его речь воспринимается другими. Если дома говорят громко, торопливо, раздражённым тоном, то и речь ребёнка будет такой же. Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, товарищей. Нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова: например, «Где бибика?». Это ничего, кроме вреда не даст – будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать овладение словарем. Нельзя часто употреблять слова с уменьшительными суффиксами, недоступных слов для понимания, сложных слов в слоговом отношении.

         Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует передразнивать его. Нельзя требовать правильного произношения звуков, когда процесс формирование звука еще не закончен.

         Нельзя ругать малыша за плохую речь, а лучше дать правильный образец для произношения.

Подготовила: учитель-дефектолог первой квалификационной категории Захарова У.Ю.

 

КАК НАУЧИТЬ МАЛЫША ПРОИЗНОСИТЬ ЗВУКИ

Многие малыши не выговаривают половину звуков. Чтобы избежать этого, нужно каждый день делать упражнения для артикуляционного аппарата.

Есть даже специальная песенка (чтобы веселей заниматься). Она дает хорошую нагрузку губам, языку, щекам, гортани. Кроме того, когда малыш поет, в работу активно включаются легкие и диафрагма, формируется правильное дыхание.

 

А-а-а..! Пошире рот открой,

Не ленись и громче пой!

А-а-а..! Поем и я, и ты,

Упражнения просты: А-а-а..!

 

«У-у-у..!» – сказала, ежась, Зина. –

Ну, зимой и холодина!

«У-у-у..!» Вторят волки ей в лесу,

Они воют громко: «У-у-у..!»

 

О-о-о..! Округли красиво губы,

Разомкни немного зубы:

О-о-о..! Язык поглубже убери,

Вздохни ещё раз и тяни: О-о-о..!

И-и-и..! Какой ты весельчак!

Ты смеешься звонко так:

И-и-и..! На широком язычке

Звук рассыпался в смешке: И-и-и..!

 

Э-э-э… Я тебе задам вопрос.

Ты смешно наморщишь нос

И ответишь мне: Э-э-э…

Я не знаю, что сказать,

Может лучше промолчать? Э-э-э…

 

Ы-ы-ы… Зеваешь ты, мой соня,

Сладко тянешься с просонья:

Ы-ы-ы… Поспать еще часок

Или может выпить сок? Ы-ы-ы…