В помощь воспитателям
Русский Беларускi Английский

Управление по образованию администрации Первомайского района
Государственное учреждение образования
«Ясли-сад №361 г. Минска»


Автоматизация звуков

Жанна ЛОМАЧЕНКО,

учитель-дефектолог

второй категории,

ясли-сад № 56 г.Могилёва

 

Если ребёнок посещал или посещает пункт коррекционно-педагогической помощи, а звукопроизношение до сих пор не исправлено, но на занятиях с учителем-дефектологом или по просьбе родителей повторяет правильно, звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо, это говорит о том, что процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе автоматизации. Длительность прохождения данного этапа зависит от количества занятий. Их целесообразно проводить ежедневно.

Автоматизировать звук — это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук ещё очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.

К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребёнок при продолжительном и многократном повторении произносит его изолированно правильно и чётко. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится ещё недостаточно отчётливо, т.к. это будет способствовать закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении. Автоматизация звука осуществляется по принципу от лёгкого к трудному, от простого к сложному.

Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:

— автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);

— автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);

— автоматизация звука в предложениях;

— автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;

— автоматизация звука в коротких, а затем в длинных рассказах;

— автоматизация звука в разговорной речи.

В процессе автоматизации звуков проводится работа над произносительной стороной речи: над ударением при автоматизации звука в слогах и словах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях, над интонацией при закреплении произношения звука в предложении, связной речи. И наряду с развитием звуковой стороны речи на данном этапе происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи.

Главная задача этапа автоматизации звуков — постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребёнка. К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.

Необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

— принуждать ребёнка заниматься нельзя! Занятия дают наибольший эффект, если они проводятся в игровой форме и интересны ребёнку;

— подготовьте удобное и достаточно освещённое место для занятий;

— обращайте внимание, правильно ли ребёнок сидит, кладёт тетрадь, держит ручку или карандаш;

— формируйте положительную мотивацию на выполнение задания;

— сначала внимательно прочитайте задание, обсудите и проговорите с ребёнком его выполнение;

— поощряйте ребёнка за хорошо выполненное задание;

— хвалите ребёнка, радуйтесь его успехам, не забывайте хвалить не только за удачи, но и за старание — это стимулирует усердие ребёнка, придаёт ему уверенности в себе;

— помогайте в выполнении задания только в том случае, если ребёнок в этом нуждается;

— не следует торопить ребёнка во время выполнения заданий;

— сравнивайте ребёнка не со сверстниками, а только с ним самим на предыдущем этапе работы;

— не торопитесь, не стремитесь научить ребёнка всему и сразу, осваивайте каждое задание постепенно, только когда сделано предыдущее.

Работа над автоматизацией звука — это взаимодействие учителя-дефектолога, ребёнка и его родителей. Только совместными усилиями можно добиться успеха.

При этом важно: ежедневно закреплять поставленный звук и следить за правильным произношением его в самостоятельной речи ребёнка, выполнять артикуляционную гимнастику для постановки последующих звуков. Необходимо, чтобы ребёнок тренировал свою руку, готовил её к письму, развивал мелкую моторику — рисовал, штриховал, вырезал и др. Что касается звукопроизношения, то чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны быть ежедневными.

Задача учителя-дефектолога — поставить звуки, автоматизировать в слогах, словах, предложениях, затем научить дифференцировать их на слух и в произношении, после чего вводить его в связную речь. Задача родителей — осуществлять контроль над поставленным звуком в свободной речи ребёнка (в играх, в его диалоге с окружающими, в свободной деятельности) и при необходимости консультироваться с учителем-дефектологом.

Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок.

Будьте оптимистичны: дорогу осилит идущий!

Источник:

https://praleska-red.by/articles/avtomatizaciya-zvukov/


Из опыта работы воспитателя высшей квалификационной категории  Ковалевской Елены Сергеевны

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ И КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ»

Тема: «Осень» (средняя группа 4-5 лет)

Цель: систематизировать знания детей об осенних изменениях в природе с использованием наглядных моделей

Задачи:

o   закрепить умение составлять рассказ о времени года (осень) с использованием мнемотаблиц, связно, в логической последовательности;

o   активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить рассказ об осени. Формировать умение соотносить знакомые символы с образом;

o   воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней.

 

Наглядный материал: мнемотаблицы «Заяц», «Волк», «Осень»; игрушка – заяц и шапочка – маска волка, свеча, магнитофонные записи (плач зайки, П.И. Чайковский.

Начало занятия

Проблемная ситуация: «Почему зайка плачет?». Появление игрушки-зайки.

Задачи: Организовать детей, мотивировать на предстоящую деятельность, создать атмосферу добра, развивать логическое мышление, познавательный интерес.

Дети входят в группу. Звучит музыка П.И. Чайковского «Октябрь».

Воспитатель: Ребята, какое чувство у вас вызывает эта музыка? Какая это музыка? (Ответы детей).

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим об осени (звучит магнитофонная запись – плач зайки). Но что я слышу: как будто кто-то плачет? (появляется игрушка – зайчик с морковкой). Да это же наш зайчик, Степашка. Здравствуй! Здравствуй, очень тебя видеть у нас в гостях. Но почему ты плачешь?

Степашка: Здравствуйте, ребятки! Рад вас видеть. А плачу я, потому что за мной гнался волк. Я собирал на своем огороде овощи, а волк, наверное, хотел отнять у меня морковку. Что же я отнесу своим зайчатам?

Воспитатель: Не плачь, зайка. Давайте, ребята, сядем на стульчики и успокоим зайку. Как мы его назовем ласково? (Зайчик, заинька, зайчонок, заюшка).

Степашка: Спасибо, ребятки, какие вы добрые! За это я с вами поиграю.

Подвижная игра «Зайка серенький» Цель: выполнение имитации движений животного

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, давайте расскажем, что мы знаем еще про заиньку. В этом нам поможет таблица. (Рассказывание детьми по мнемотаблице «Заяц»).

Цель: закреплять знания детей в умении описывать зайца с помощью мнемотаблицы, развивать зрительную память

Степашка: Молодцы, ребята. Но мне все еще грустно от того, что на улице осень и очень холодно.

Воспитатель: Дети, а вы любите осень?: Почему? Ответы детей. А теперь давайте расскажем нашему зайчику про осень (мнемотаблица)

Цель: систематизировать знания детей об осенних изменениях в природе с использованием мнемотаблицы, развивать логическую последовательность при составлении рассказа по картине.

Воспитатель предлагает вспомнить обозначения каждого квадрата на таблице.

Степашка: Спасибо, ребята. Мне очень понравилось. Теперь я знаю, что в осени бывает что-то плохое и есть что-то хорошее.

Окончание занятия

Воспитатель А сейчас, ребята, мы все вспомним, о чем мы сегодня говорили на занятии.

Дидактическая игра «Когда это бывает?».

Цель: закрепить знания детей о признаках осени, опираясь на знания, полученные на занятии.

Воспитатель Молодцы. Теперь можно отдохнуть, а Степашке пора на свой огород.                                                                           

Подведение итогов.

  ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ И КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ»

Тема: «Загадки» (средняя группа 4-5 лет)

Цель: Составление описательного рассказа по игрушке с использованием

использованием наглядных моделей

Задачи:

o   Упражнять детей в умении составлять небольшой, связный рассказ по игрушке. Формировать умение соотносить знаковые символы с образами игрушек.

o   Развивать связную речь, речевой слух. Расширять словарный запас, называя определения.

o   Воспитывать элементарные навыки социального поведения, нравственно-эстетические качества: дружеские отношение между детьми, умение слушать товарища.

 

Наглядный материал: мнемотаблица (составление рассказа по игрушкам); набор игрушек: медвежонок, мяч, пирамидка, ёжик, матрешка и т. д

Начало занятия

Сюрпризный момент (волшебные бусинки)

Задачи: организовать детей, мотивировать на предстоящую деятельность, познавательный интерес.

Воспитатель. Недавно я узнала, что есть страна Загадок, где есть много разных игрушек, с которыми можно подружиться, если сочинить про них загадку. Очень хотелось бы в ней побывать. Я предлагаю вам отправиться со мной в это путешествие. У меня есть «волшебные» бусинки, которые помогут нам совершить волшебство и попасть в страну загадок (раздаю детям бусинки). Приготовились.

- Покружись, покружись,

Вокруг себя повернись

В стране Загадок очутись.

Ход занятия

Воспитатель. Вот мы и с вами в стране Загадок. Здесь живут разные игрушки. (Приглашаю детей на стульчики, перед ними расставлены игрушки).

-Я хочу подружиться с одной из них. Если я расскажу загадку-описание про игрушку, то смогу потом взять эту игрушку для игры. - А поможет нам сочинять загадки эта схема описания.

- Вы уже знакомы с этими символами и знаками. Давайте вспомним, что обозначает каждый символ. (Ответы детей)

Игровая ситуация. Цель: стимулировать развитие связной речи при описании игрушки

Воспитатель. Верно. А теперь ваша очередь загадывать. Но для этого вам нужны бусинки.? У кого такого же цвета, как на доске?

-Влад, посмотри на игрушки. Выбери глазками, с какой бы ты хотел подружиться. Придумай про неё загадку, а мы отгадаем. (Рассказ ребенка).

- А сейчас Влад поставит игрушку на полочку. Катя, что сделал Влад? (Ответ ребенка. Приглашаю еще двоих детей составить рассказы про игрушки).

- Игрушкам понравились ваши загадки. Сейчас мы с вами тоже превратимся в игрушки.

Физкультминутка. Цель: развитие двигательной активности

Неваляшка, посмотри,(ноги на ширине плеч, руки на поясе)

Хоть куда её нагни (наклоны в стороны по 3 раза)

Встанет снова прямо (затем вперед, назад – 3 раза)

Так она упряма.(медленный темп)

А веселый звонкий мяч

Снова он помчался вскачь.(ноги расставлены, руки на поясе, прыжки на месте – быстрый темп)

Кукла Катя вдруг пошла,

Тянет ручки к нам она.

Говорит: «Пора играть,

Я устала вас тут ждать. (шагаем, тянем руки с наклоном, хлопаем в ладоши и опять тянем руки с наклоном).

Воспитатель. Какого цвета следующая бусинка? Кого она приглашает подружиться с игрушкой? (Рассказы детей об игрушках)

Окончание занятия

Воспитатель Нам пора возвращаться в детский сад из страны Загадок. Мы сегодня составляли загадки про игрушки. Расставаться с игрушками не хочется, вы с ними подружились. Я думаю, вы рады этой дружбе и продолжите игру с ними. Нам «волшебные» бусинки опять помогут совершить волшебство, и мы вернемся в детский сад.

- Покружись, покружись,

Вокруг себя повернись

В детский сад вернись.

Упражнение «Чего не стало?» Цель: развивать наблюдательность, мышление, логику, память.

Подведение итогов

 

Из опыта работы  воспитателя со второй квалификационной категорией Беспанской О.С.

Интегрированное занятие по ФЭМП в средней группе «Путешествие в сказку»

Цель: формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста в совместной игровой деятельности.

Программные задачи:

-Формировать представление о цифре как знаке для обозначения числа, о способах сравнения групп предметов по количеству и устанавление между ними количественных отношений через число

-Формировать умения о пространственных положениях «вверху», «Внизу», «между»

-Формировать представления определять порядковое место предмета в ряду, считая порядковым счетом.

-Продолжать формировать умения рисовать ладошкой

-Продолжать учить различать и называть геометрические фигуры: (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник.)

-Закреплять счетные умения в пределах 5

-Закрепить представления о способах словесного обозначения количества «много» «один»

- Развивать наглядно-образное мышление, речь, память, любознательность, воображение, внимание

-Развивать интерес к изобразительной и творческой деятельности, художественному экспериментированию

-Воспитывать интерес к занятию, стремление оказывать помощь другим, кто оказался в трудной ситуации, прививать доброжелательное отношение к сказочным героям.

-Воспитывать эстетические чувства

-Воспитывать чувство сопереживания и чуткость к героям сказки.

Оборудование:

Музыкальное сопровождение; ковер- самолет (презентация); геометрические фигуры – «заплатки», фрукты, ягоды, овощи.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости, давайте с ними поздороваемся!

Воспитатель с детьми:

Встанем рядышком по кругу,

Скажем «здравствуйте друг другу.

Нам здороваться не лень,

Всем «привет» и «добрый день».

Если каждый улыбнется,

Утро доброе начнется.

Доброе утро.

1. Введение в тему

Я предлагаю сегодня отправится в путешествие по сказке.

У меня есть волшебный «Ковер-самолет» и мы на нем полетим в сказку «Гуси-лебеди»

Слайд № 1 «Ковер- самолет» в дырках

 

Воспитатель показывает «ковер-самолет», а на нем дырки в виде геометрических фигур.

Ковер у нас оказался в дырках, и мы на нем не можем отправиться в путешествие.

Это мышка прогрызла наш «Ковер- самолет»

Воспитатель: Что же нам делать дети?»

Дети: Давайте отремонтируем его и поставим заплатки.

Воспитатель: Но дырки не обычной формы их мышка прогрызла в виде геометрических фигур.

Воспитатель: Какие фигуры вам понадобятся для ремонта «Ковра-самолета»?

Дети: «Заплатки» формы квадрата, прямоугольника, треугольника, овала, круга.

Ребята, найдите каждой заплатке свою геометрическую фигуру. (Дети накладывают и определяют те «заплатки», которые подходят для дырки на ковре).

Скажи…. какая фигура по счету первая?

Скажи…. какая фигура по счету пятая?

Какой по счету треугольник?

Какой по счету овал?

Слайд №2 2 «Ковер целый.

Воспитатель: Наш ковер готов к полету. Полетели.

Слайд № 3 Летящий «Ковер-самолет» (музыкальное сопровождение)

(Воспитатель и дети становятся в круг имитируют движение полета.

С вами мы опять в полете

На ковре, на самолете

Он по небу быстро мчится

Что же с нами приключится?

Сядем в сказке в этом месте

Будет очень интересно

Воспитатель: Вот мы и прилетели в сказку.

Слышите кто-то плачет? Это плачет девочка Аленушка.

Слайд № 4 Аленушка

Воспитатель: Что случилось? Почему ты плачешь?

Голос: Аленушка.

Ванечку «Гуси – лебеди» унесли. Помогите спасти моего братца Иванушку, он попал в беду его украла «Баба-Яга». «Баба-Яга решила меня запутать, она придумала множество математических игр, упражнений, чтобы я н смогла найти и освободить моего братца Иванушку. Ребята я одна не справлюсь, а вы мне поможете?

Воспитатель: Мы тебя в беде не оставим. Ребята поможем Аленушке?

Дети: Да поможем.

Воспитатель: Ну тогда в путь. Пойдемте искать, куда «Гуси- лебеди» полетели.

Слайд № 5. Картинка «Гуси-лебеди» уносят Ваню.

Воспитатель:Ой ребята смотрите «Гуси-лебеди» уносят Ваню. Отправляемся в путь.По ровненькой дорожке шагают наши ножки,

По кочкам, по кочкам, по камешкам, по камешкам,

Шли мы шли и до печки дошли

Слайд №6 Печка.

Воспитатель: Вот и печка. Печка скажи нам, куда «Гуси-лебеди» полетели?

Голос: Печка.

Я скажу вам, если вы мое задание выполните. Мне нужно печь пирожки, а овощи, фрукты и ягоды перепутались. Помогите разложить их по полочкам.

Д/У «Разложи по полкам».

Воспитатель: Поможем?

Дети: Да поможем.

Воспитатель: Слушайте задание.

1. На верхнюю полку положите все фрукты.

2. На нижнюю полку положите все ягоды.

3. На среднюю полку между фруктов и ягод положите овощи.

Воспитатель: На каких полках лежат овощи, на какой фрукты, на какой ягоды? (ответы детей).

Голос Печка.

Молодцы ребята отправляйтесь скорее в путь. Вам поможет яблоня.

Воспитатель: Отправляемся в путь.

По ровненькой дорожке шагают наши ножки,

По кочкам, по кочкам, по камешкам, по камешкам,

Шли мы шли и до яблоньки дошли.

Слайд № 7 Яблоня.

Воспитатель: Смотрите,что это за дерево?

Дети: Яблоня.

Воспитатель: Яблоня, яблоня скажи,куда «Гуси- лебеди» унесли Иванушку?

Голос Яблони: Сосчитайте мои яблоки,тогда скажу.

Воспитатель: Ребята давайте посчитаем.

Восп:Сколько красных яблок? (3)

Дети: 3

Восп:Сколько зеленых (2)

Дети : 2

Восп:-Каких больше зеленых или красных?

А что нужно сделать чтобы яблок стало поровну?

Сколько добавить? (1)

Сколько стало зеленых яблок? (3)

А красных? (3)

Сколько их? (поровну)

Слайд № 8. Яблоня.

Физкультминутка: «пяточка,носочек»

Голос Яблоня: Молодцы ребята!

Слайд № 9 Баба –Яга.

Голос «Баба-Яга». Что за гости ко мне пришли? Я смотрела в свое волшебное блюдце и видела весь ваш путь. Зачем пожаловали ко мне?

Воспитатель: Верни нам пожалуйста Ванечку.

«Баба-Яга»: Верну если поиграете со мной в подвижную игру «Мы умеем»

Подвижная игра

Рисование ладошками «Гуси-лебеди»

Голос «Бабы-яги»: Ой вы какие умненькие. Вы молодцы! Ладно верну я вам Иванушку.

Дети: Спасибо «Баба-яга»

Воспитатель: Ты «Баба-яга» больше не кради братца Иванушку или других ребят

Слайд № 10. Аленушка с братцем

Голос Аленушки: Ребята спасибо, за то, что помогли мне отыскать братца Иванушку и справились со всеми заданиями «Бабы-яги»

Слайд № 11 «Летящий ковер-самолет» (музыкальное сопровождение)

Воспитатель: Теперь нам пора возвращаться в детский сад. Подойдите ко мне и станьте свободнее на ковер. Говорим волшебные слова.

С вами мы уже в полете

На ковре на самолете

Наш ковер летит и мчится

В группе должны мы очутиться.

Воспитатель: Скажите по какой сказке мы путешествовали?

Дети: «Гуси –лебеди»

Воспитатель: Кому помогли?

Дети: Аленушке спасти браться Иванушку.

Воспитатель: а как вы думаете, почему вы справились со всеми заданиями?

Дети: Потому, что мы были дружными не ссорились, не бросали друг друга в беде. Выполняли задания правильно.

Воспитатель:

Что для вас было трудным? Что понравилось? Какое настроение у вас сейчас?

Воспитатель: И у героев сказки тоже хорошее настроение, и они приготовили для вас угощение. (корзиночка с яблоками от героев сказки)

Спасибо вам ребята все было здорово. Вы молодцы.

 

     Рекомендации по проведению прогулок в учреждениях дошкольного образования в летний оздоровительный период.

Прогулка для детей любого возраста имеет большое значение. Для физического развития детей прогулка является наиболее доступным средством закаливания детского организма, способствует повышению  его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. На прогулке дети много двигаются, а движения усиливают обмен веществ, кровообращение, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми и выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус. Во время прогулки дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т.д. из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают интерес, вопросы, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей. Во время прогулки решаются задачи нравственного воспитания – знакомство с трудом взрослых, значением труда для жизни детей. Малыши трудятся в цветнике – у них воспитывается трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе. Они учатся замечать её красоту. Обилие в природе красок, форм, звуков, их сочетание, повторяемость и изменчивость – все это вызывает у детей радостные переживания. Во время прогулки ребѐнок может реализовать свой внутренний потенциал двигательный, творческий, интеллектуальный, взаимодействие со своими сверстниками и взрослыми. Педагогический работник заранее выносит игровой материал: - куклы разные; - машины разные; - наборы для игры с песком и водой; - реквизиты для творчества (цветная бумага, карандаши, фломастеры, краски, пластилин); - раскраски для девочек и мальчиков; - книги для чтения; - спортивные атрибуты (скакалки, мячи разные по размеру, бадминтон, кегли); - трудовое оборудование (веники, грабли, перчатки для работы в цветнике, лейки и др). В прогулку входят пять компонентов: - наблюдения (познавательно-практическая деятельность); - трудовая деятельность; - самостоятельная деятельность; - игровая деятельность (подвижные игры и физические упражнения); - индивидуальная работа с детьми. При планировании прогулки воспитатель дошкольного образования обязан планировать прогулку с учетом всех компонентов. Они могут проходить в любом порядке. Педагогический работник сам, решает в каком, порядке пройдут все эти компоненты при этом он учитывает индивидуальные особенности, эмоциональный настрой детей. Перед проведением прогулки воспитатель дошкольного образования обязан визуально проверить игровую площадку на предмет ее безопасного состояния и исправности оборудования, наличия предметов и веществ, подозрительных и опасных для жизни и здоровья детей. На групповых участках и физкультурных площадках не должно быть опасных для воспитанников предметов (оголенных электропроводов, битого стекла и т.п.), неисправного надворного оборудования, сухостойных, сломанных деревьев (веток), кустарников. При обнаружении нарушений режима безопасности педагогический работник обязан немедленно принять меры по их устранению, поставить в известность заведующего учреждением дошкольного образования. Организовывать прогулку до устранения выявленных нарушений запрещается. И так педагог с детьми выходит гулять. Проходя к своему участку, педагог по дороге обращает внимание детей на деревья, закрепляет знания детей о деревьях. Обращает внимание на цветник, какие цветы растут их название. Так же на участке можно закрепить пройденный материал, просто понаблюдав за насекомыми, облаками, силой ветра, машинами, людьми их одеждой и др. Придя на участок можно детям дать самостоятельно поиграть. Но есть дети, которые плохо взаимодействуют со сверстниками, и здесь воспитатель дошкольного образования должен помогать таким детям организовать сюжетно- ролевую игру. При организации самостоятельной деятельности педагогический работник помогает детям найти и использовать в игре предметы-заместители. Индивидуальная работа с детьми заключается в закреплении, какого либо материала: - счет (можно предложить посчитать веточки, камушки, деревья, проезжающие машины); - знание геометрических фигур (найти похожую, найди пару, построй фигуру); - рисования какого-либо элемента (палочкой на песке, мелком на асфальте); - заучивания считалок, стихотворений, отгадывания загадок; - закрепления музыкальных и физкультурных навыков; - закрепления звукопроизношения; - названия времен года, дней недели, названия месяцев, свой домашний адрес и многое другое. Игровую деятельность организовывает педагог, предлагая детям поиграть в подвижные игры разной интенсивности. Во время прогулки проводится 2-3 игры высокой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности. Сначала проводиться новая игра с правилами, потом предлагается детям выбрать игру уже знакомую. Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если образовательная деятельность  была связана с долгим сидением детей. Если же они идут на прогулку после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине  прогулки или за полчаса до её окончания. В жаркую погоду проводятся игры с водой. Используются бессюжетные народные игры с предметами: кольцеброс, кегли; элементы спортивных игр: городки, бадминтон, волейбол, футбол, хоккей и т.д.. Дидактические игры, при помощи которых расширяются знания и представления детей об окружающем (кубики, лото). Большое место на прогулке отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдение можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными воспитанниками. Воспитатель привлекает к наблюдениям детей, чтобы развить внимание, интерес к природе и общественным явлениям. Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений. Например, можно обратить внимание на облака, их форму, цвет, сравнить их с известными детям образами. Следует организовать и наблюдение за трудом взрослых, которые работают вблизи детского сада, например за строителями. Трудовая деятельность организовывается на цветнике, огороде согласно требованиям учебной программы дошкольного образования. Необходимо стремиться сделать детский труд радостным, помогающим малышам овладеть полезными навыками и умениями. Трудовые задания должны быть посильны детям и, вместе с тем, требовать от них определенных усилий. Воспитатель дошкольного образования следит, чтобы они выполняли свою работу хорошо, доводили начатое дело до конца. При планировании содержания прогулки воспитатель предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки. Последовательность и продолжительность разных видов деятельности изменяется с учетом конкретных условий: времени года, погоды, возраста детей и характера их предшествующей деятельности. Каждый из обязательных компонентов прогулки должен длиться от 7 до 15 минут и осуществляться на фоне самостоятельной деятельности детей. Воспитатель дошкольного образования должен  руководить самостоятельной деятельностью детей: обеспечить им полную безопасность, научить использовать пособия в соответствии с их предназначением, осуществлять постоянный контроль деятельности на протяжении всей прогулки. Воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Так же воспитатель дошкольного образования обязан знакомить воспитанников с основами безопасного поведения в учреждении дошкольного образования, на улице, в быту. Литература: Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, Л.С.Фурмина «Игры и развлечения на воздухе» М. Просвещение,  1983г. Г.Н.Пантелеева «Эстетика участка дошкольного учреждения» М.Просвещение, 1988г. Т.А.Богина, Н.Т.Терехова «Режим дня в детском саду» М.Просвещение, 1987г. В.М.Петров, Г.Н.Гришина, Л.Д Короткова «Летние праздники, игры и забавы для детей» М.Сфера, 1999г. И.В.Прокшина, Е.А Малашенкова «Прогулка в детском саду», Из – во «Содействие», 2010г Н.Н Мазильникова  Эколого – валеологическое воспитание. «Организация прогулок в летний период»

Интерактивные формы работы с родителями

https://yadi.sk/i/wAsXs2tdH8LO9A

Использование метода реальных объектов в системе коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи. 

(подготовила учитель-дефектолог Захарова У.Ю.)

     Проблема формирования речевых высказываний издавна привлекала внимание известных педагогов разной направленности, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни. В стандартах дошкольного образования речевое развитие выделено отдельной образовательной областью, и это одно из главных направлений в развитии воспитанников с нарушениями речи. В процессе коррекционной работы, мы не должны забывать своеобразие дошкольного возраста, где ведущим видом деятельности является игра, как самый близкий и знакомый для ребенка вид деятельности. И поэтому коррекционный процесс становится более плодотворным именно в игровой деятельности. Занятия с ребёнком с нарушениями речи должны быть динамичными, эмоционально-приятными, разнообразными, неповторимыми. А это объективно подталкивает нас, педагогов, к совершенствованию, модернизации, оптимизации игровых приёмов и средств коррекционной работы с воспитанниками с нарушениями речи, делая эти средства более доступными, интересными, отвечающими современным требованиям. На протяжении моей работы учителем-дефектологом с воспитанниками с нарушениями речи я столкнулась с необходимостью различных средств обучения, которые разнообразят и послужат более эффективному и качественному коррекционному процессу. В качестве основного метода был выбран метод реальных объектов в системе коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи, основным материалом которого является фетр. В педагогической сфере умение делать что-то своими руками чуть ли не обязательное условие успешной работы с воспитанниками с нарушениями речи. Коллеги меня поймут, сколько игр и пособий нам приходится вырезать, клеить, собирать... Это не всегда связано с недостатком средств на необходимые игры, пособия, часто в продаже просто нет нужных нам игрушек. Поэтому, когда я увидела фетр, не было даже сомнений, что он мне нужен. Это экологически чистый, приятный на ощупь материал, разнообразный по цвету, текстуре, толщине. Игрушки из фетра не требуют дополнительной обработки краев, их можно стирать, гладить, их сложно помять или порвать. Все это важно именно для детских игрушек. Фетр - благодатный материал. Именно из него получаются самые оригинальные и симпатичные дидактические игры и игрушки для детей. В своей коррекционной работе с воспитанниками с нарушениями речи я активно использую метод реальных объектов, а именно разнообразные многофункциональные игрушки из фетра, которые позволяют развить сенсомоторную сферу, словесно-логическое мышление, дают возможность скорректировать речевые и двигательные нарушения, улучшить память, тактильные восприятия, внимание, развить творческие способности детей. Немного истории о возникновении фетра. Что такое фетр? Прежде всего — это сорт войлока, который получают из пуха и отходов меха кролика, зайца и других мелких пушных зверей посредством их сваливания. Структура фетра совершенно иная, чем структура тканых материалов. Появился материал почти 400 лет назад. Ткань фетр уже тогда отличалась легкостью, долговечностью и более привлекательным внешним видом. Для своих игрушек я выбираю различные виды фетра. Как вариант, натуральный шерстяной фетр. Его я использую для изготовления пособий, сшитых вручную, а также различные виды искусственного фетра различной толщины 1, 2, 3 мм средней и жесткой плотности, которые я использую для изготовления пособий сшитых на швейной машине. С фетром работать просто, даже если у вас нет навыков работы со швейной машиной. Детали можно пришивать иглой, либо приклеивать клеем (термопистолетом), сшивать на швейной машине. Фетр отлично держит форму, игрушки не скатываются, не рвутся, их можно стирать и гладить. Использование метода реальных объектов, в коррекционной работе с воспитанниками с нарушениями речи включает в себя разнообразные коррекционные цели и задачи. Использование каждой игрушки в работе с воспитанниками с нарушениями речи несёт в себе коррекционный потенциал, направлено не только на развитие и коррекцию речевых навыков воспитанников с нарушениями речи, но и на формирование познавательных процессов, развитие памяти, внимания, мышления. И, что особенно важно, направлено на активизацию мотивационной сферы к воспроизведению речевых высказываний детей. Поэтому все реальные объекты условно были разделены на разделы, которые решают свои коррекционные задачи и цели.

А именно: Лексика-грамматика Связная речь Мелкая моторика Начальные элементы грамоты Артикуляционная, дыхательная гимнастика, просодика.

Раздел «Лексика-грамматика» включает в себя следующие игрушки из фетра: -«Чей хвост?» -«Варим компот» -«Готовим салат» -«Домашние животные» -«Дикие животные» -«Животные жарких стран» -«Кто чем питается?» -«Кто где живет?» -«Радужное солнышко» - «Осенние листочки» - «Вкусное мороженое» -«Фрукты» -«Овощи» -«Разноцветные цифры» -«Книжка «Насекомые» - Магниты (дикие животные, домашние животные, животные жарких стран) Подробнее о следующих игрушках: «Варим компот», «Готовим салат»: К этим играм можно поставить следующие задачи: дифференцировать понятия «овощи», «фрукты», образовывать относительные прилагательные, упражнять в употребление имен существительных в форме именительного и родительного падежей множественного числа, закреплять умение согласовывать числительные с существительными, учить детей согласованию притяжательных местоимений МОЙ, МОЯ с существительными, развивать внимание, зрительное восприятие.

Варианты игр: 1. «Приготовим сок» Фрукты кладутся в банку. Ребенок говорит, какой сок, варенье получится из этих фруктов (например: из яблок - яблочное)

2. «Только овощи», «Только фрукты» Взрослый предлагает отыскать среди картинок только овощи (фрукты…).

3. «Готовим салат» Ребенок кладет овощи в тарелку и называет какой получился салат (из капусты – капустный и т.д.)

4. «Сосчитай» Ребенок пересчитывает игрушки (один банан, два банана, .. четыре банана; одна груша, две груши, … пять груш).

5. «Четвертый лишний» Педагог надевает на пальчики ребенка четыре игрушки, три из которых можно назвать одним словом. Ребенок называет лишнюю игрушку и заменяет ее подходящей.

6. «Отгадай» Взрослый предлагает отгадать овощ (фрукт…) по первому звуку в слове.

Раздел: Связная речь: -«Колобок» -«Репка» -«Три медведя» -«Курочка ряба» -«Заюшкин огород» -«Сорока-ворона» -«Теремок». На примере любой из этих игр можно развивать связную речь, воображение, расширять словарный запас, развивать произвольное внимание, логическое мышление, зрительную память.

Раздел Мелкая моторика: -«Радужные рыбки» -шнуровка «Осенние листочки» (изготовлена с использованием термотрансферной бумаги) -шнуровка «Осеннее дерево» -шнуровка-магниты «Фрукты-овощи в корзине» изготовлена с использованием термотрансферной бумаги) -«Жадные медвежата» -«Веселые шагалки» (животные, мальчики, девочки) -«Весенний букет» -«Волшебные линии» - тактильные дорожки - «Зайка-Завязайка», «Мишка-Завязайка» -«Жучки-паучки» -«Животные с прищепками» (кто что ест?) Задачи данных игровых материалов – формировать графические навыки, подготовить руку ребенка к овладению письмом, развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук; развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность. Помогут совершенствовать движения рук, развивая психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память, речь, умение действовать по словесным инструкциям, соизмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, выполнять контроль за собственными действиями. Раздел

Начальные элементы грамоты: – «Звероалфавит», - «Фонетическая азбука», -«Веселый паровозик», -«Страничка букваря». Развивающие материалы данного раздела помогут воспитанникам с нарушениями речи совершенствовать фонематическое восприятие, навыки звукового и слогового анализа слога, слова, чтения слогов, слов, способствуют развитию графических навыков, мелкой моторики. Раздел Артикуляционная, дыхательная гимнастика, просодика: -муляж «Рот и язычок» -фигурки артикуляционной гимнастики -«Паровозики» (развитие дыхания) -«Веселые горки» (развитие просодической стороны речи) Материалы артикуляционной, дыхательной гимнастики, просодики направлены на развитие артикуляционной моторики, зрительного восприятия, выработку сильной направленной воздушной струи, на развитие длительного речевого выдоха, развитие диафрагмального дыхания, учат повышать и понижать высоту голоса, соотносить движение и высоту голоса (вверх - громко, вниз - тихо и т.д.), закрепляют умение определять первый звук в слове (на примере фигурок артикуляционной гимнастики). На примере одной игры «Чей хвост?» можно показать многофунциональность реальных объектов в системе коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи. Игра «Чей хвост?» Посредством использования с воспитанниками с нарушениями речи данного объекта можно реализовывать следующие задачами:Формирование грамматических представлений у детей с нарушением речи: - образование притяжательных прилагательных. Игра «Чей хвост», «Чья тень?»; -образование множественного числа существительных. Игра «Один-много»; -согласование существительных с числительными. Игра «Посчитай-ка»; -образование относительных прилагательных. Игра «Какой?», «Какая» и т.д.; - формирование знаний о животных, умение классифицировать их, употребление простых и сложных предлогов: в, на, под, за, из-за и т.д. Можно предложить следующие игровые задания: Игра «Кто как голос подает?» (Волк-воет, собака-лает, кошка-мяукает). Игра «Назови ласково» (Заяц-зайчонок, зайчишка, заюшка и т.д., лиса-лисичка-лисонька и т.д.). Игра «Назови семью» (Расширение словаря по теме. Папа-заяц, мама-зайчиха, детеныш-зайчонок (зайчата). Папа-белка, мама-белка, детеныш-бельчонок (бельчата)). Игра «Кто где живет?» (Употребление именительного падежа имен существительных. В норе живет (кто?) лиса, в берлоге – .., в дупле – ... ). Игра «Кому что дадим?» (Употребление дательного падежа имен существительных. Мясо – волку, мёд – .., морковку –.., орехи –... и т.д.). 2. Формирование связной речи: -составление рассказа об одном животном, о нескольких и д.т; -работа с опорой на схемы. Задание «Опиши животное»; -чтение рассказа Виталия Бианки «Хвосты» с последующей инсценировкой. Также игра развивает сенсорные способности, память, внимание, мышление, мелкую моторику пальцев рук. Можно предложить следующие задания «Найди четвёртый лишний», «Что изменилось?» и т.д. Ребенку предлагается найти «четвёртый лишний» и обосновать свой выбор.

     Ценность использования данных реальных объектов в коррекционной работе с воспитанниками с нарушениями речи в том, что они могут использоваться не только учителем-дефектологом, но и педагогом-психологом, узкими специалистами, воспитателями как на групповых, так и на индивидуальных занятиях, а также родителями на занятиях с детьми дома.

Образовательные Интернет-ресурсы Республики Беларусь

http://www.edu.by – Белорусский национальный образовательный Интернет-портал http://www.academy.edu.by – государственное учреждение образования «Академия последипломного образования»

http://www.adu.by – Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь

http://npb.unibel.by – сайт Научно-педагогической библиотеки учреждения «Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь» http://mp.minsk.edu.by – Минский городской методический портал

http://mgiro.minsk.edu.by – государственное учреждение образования «Минский городской институт развития образования»

http://iso.minsk.edu.by – сайт центра информационных ресурсов системы регионального образования государственного учреждения образования «Минский городской институт развития образования»

www.praleska-red.by – учреждение «Редакция журнала “Пралеска”»

www.nastgaz.by – учреждение “Редакция газеты “Настаўніцкая газета”»

рекомендации по самообразованию https://yadi.sk/i/kPaB2j2zc5Bw7